Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Закреплен в главе 3 ФЗ «О прокуратуре».

Предмет надзора: 1)соблюдение прав и свобод человека и гражданина, 2)установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях,

3)выполнения оперативно-розыскных мероприятий

4)проведения расследования,

5)законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

До 2007 г. прокурорский надзор в данном направлении носил властный характер. Прокурор руководил расследованием преступлений и одновременно осуществлял надзор подконтрольных органов. Властные полномочия сводились к тому, что прокурор мог отменить любое решение дознавателя, следователя, был вправе отстранить от расследования дознавателя, следователя, давал согласие на производство некоторых следственных действий, сам мог возбудить любое уголовное дело и проводить отдельные следственные действия и расследования дела в полном объеме.

В 2007 г. в связи с образованием следственного комитета законодатель пришел к выводу, что прокурору нельзя одновременно самому расследовать дела, руководить расследованием дел следователя, в тоже время осуществлять за ними надзор.

Ныне прокурор уже не возбуждает уголовных дел и не руководит расследованием дел следователями. Его властные полномочия по руководству расследования дел следователями переданы руководителю Следственного органа. Прокурор ныне осуществляет только надзор за исполнением законов следователями, причем этот надзор конструктивно изменился (перестал быть властным). Что же касается органов дознании, то прокурорский надзор за ними не изменился и остается властным.

Полномочия прокурора по реагированию на выявленные нарушения законов: 1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест должен быть рассмотрен в течение 10 дней со дня его поступления.

2. В случае установления нарушений закона прокурор или его заместитель вносят представление в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения. Представление должно быть рассмотрено в месячный срок и о результатах сообщается в письменной форме прокурору.

3. прокурор, исходя из характера нарушения закона, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

До 2007 г. прокурор был вправе при установлении признаков преступления выносит мотивированное постановление о возбуждении практически любого уголовного дела.

Ныне прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.



4. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами.

Этот вид деятельности, собственно, надзором не является, но тесно соприкасается с ним.

До принятия ФЗ 1992 существовала самостоятельная отрасль надзора прокуратуры за исполнением законов судами. Теперь эта деятельность называется участие прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях. Это было вызвано тем, что в ст.123 Конституции РФ ныне закреплен принцип правосудия – состязательность и равноправие сторон, а также необходимостью утверждения самостоятельности и независимости суда.

Определенные особенности имеет этот вид деятельности в уголовном судопроизводстве. Принцип состязательности предполагает наличие равноправных сторон, прокурор же в советском государстве стороной не расценивался и получалось так, что функции обвинения, осуществляемая ими, сливалась с функцией суда. В советское время прокуроры участвовали в 60% уголовных дел (т.е. законом не предусматривалось обязательное участие прокурора в каждом деле). При отказе прокурора от обвинения, суд мог продолжать расследование дела и постановить обвинительный приговор. Ныне прокурор является стороной процесса.

Функции обвинителя и защитника отделены друг от друга. Ныне прокурор обязан поддерживать обвинение в 100% дел. При отказе прокурора от обвинения суд должен прекратить дело в полном объеме или в его части. Уравнивая прокурора со стороной защиты, законодатель изменил даже терминологию. Если ранее прокурор приносил протест на судебные акты, то теперь этот термин заменен на представление. Если ранее прокурор давал заключение по обсуждаемому вопросу, то теперь он высказывает мнение.

Прокурор по уголовным делам выступает в качестве государственного обвинителя (он поддерживает обвинение). Это означает, что прокурор в судебном заседании заявляет ходательство, представляет доказательства, участвует в их исследовании, выступает в судебных прениях с обвинительной речью. Если обвинение не подтверждено доказательствами, то прокурор обязан отказаться от обвинения.

Прокурор обязан принести представление на незаконные судебные акты, вынесенные судами апелляционной, кассационной, надзорной инстанции.

Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемы судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Закреплен в главе 4 ФЗ 1992, ст.32-34.

Предметом надзора являются: 1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

2)соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

3)законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Полномочия прокурора по реагированию на выявленные нарушения законов: 1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест должен быть рассмотрен в течение 10 дней со дня его поступления. Прокурор должен систематически посещать вышеперечисленные учреждения.

2. В случае установления нарушений закона прокурор или его заместитель вносят представление в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения. Представление должно быть рассмотрено в месячный срок и о результатах сообщается в письменной форме прокурору.

3. прокурор, исходя из характера нарушения закона, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

До 2007 г. прокурор был вправе при установлении признаков преступления выносит мотивированное постановление о возбуждении практически любого уголовного дела.

Ныне прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

4. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Осуществляя надзор в этом направлении прокуроры имеют некоторые властные полномочия. Он вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушения закона, на лиц, заключенных под стражу, осужденных. Немедленно освобождать их своими постановлениями из помещений камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своими постановлениями каждого находящегося без законных основаниях в вышеперечисленных органах.




8699948425940710.html
8700005481688018.html

8699948425940710.html
8700005481688018.html
    PR.RU™