я часть. «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ

Участники: родители, психолог или педагог.

Ведущий: психолог или педагог.

Цель: ознакомить родителей со способами организации условий для формирования у детей познавательных интересов в кругу се­мьи.

Задача: показать родителям, как, взаимодействуя с ребенком и

используя обыкновенные бытовые предметы, можно развить па­мять, мышление, воображение, восприятие, уверенность и многое другое.

Ведущий. Ребенок познает окружающий мир благодаря обще­нию и совместной деятельности со взрослыми. В процессе этого вза­имодействия развиваются все психические процессы и функции. Обыкновенные ежедневные бытовые занятия можно превратить в интересную игру, которая будет развивать память, мышление, вни­мание, восприятие, воображение ребенка. Не забывайте, что до­школьник больше ориентирован на процесс, а не на результат. По­могите ребенку почувствовать себя уверенным, ответственным и очень любимым.

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ... В ВАННУ»

1. Разрешите ребенку играть с пустыми пластмассовыми флако­нами, мыльницами, пузырьками, пробками. Покажите ему:

— куда больше поместится воды;

— куда вода легче набирается;

— мыльные пузыри;

— какая пробка подходит к флакончику, мыльнице;

— какая игрушка поместится в мыльницу.

Это поможет ребенку устанавливать размер, порядок убывания или увеличения размера, тренировать действия рук, пальцев, ис­следовать и определять характеристики предметов.

2. Разрешите ребенку экспериментировать с предметами, кото­рые плавают и тонут в воде: губки, мочалки, мыло, пробки, пус­тые и наполненные водой флаконы, игрушки, мячики. Покажите ему; .

— тонет или не тонет тот или иной предмет;

— что будет, если набрать в мыльницу воду;

— что произойдет, если пустой флакон прижать ко дну напол­ненной ванны, а затем отпустить.

Это поможет делать открытия и смелее экспериментировать с предметами, понимать объем, разделять причину и следствие.

3. Помогите ребенку самостоятельно ухаживать за собой, соблюдать необходимые гигиенические правила и навыки. Покажите ребенку, с чего лучше начать умывание, как правильно включать кран, пользоваться полотенцем. Это поможет самостоятельно действовать, быть уверенным и компетентным.

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ... В МАГАЗИН»

1. Отправьтесь с ребенком в магазин за покупками. Решите вместе с ним, какие покупки нужно сделать. Объясните ребенку, чего данные покупки нужны, из чего можно приготовить обед папы, без чего можно обойтись, для чего нужно взять с собой в магазин сумку. По возможности возьмите две сумки: большую для себя, маленькую — для маленького помощника. Это поможет ребенку понять основы рациональности, обсуждать с другими проблему, высказывать, обосновывать свою точку зрения, пони» значение похода в магазин, значимость покупок.



2. Выбирая покупки, обращайте внимание детей на то, что продается в пакете, витрины прозрачные, конфеты дорогие (объясните почему). Это поможет устанавливать причинно-следственные связи, высказывать предположения, искать аргументы.

3. При упаковке покупок покажите ребенку, что в большую мамину сумку входит много продуктов, а в маленькую, детскую мало. Это поможет сравнивать предметы по объему.

4. Когда будете нести покупки домой, объясните ребенку, что до похода в магазин сумки были пустые, а теперь — полные. Спросите, что самое вкусное для ребенка купили, какой покупке больше всего обрадуются бабушка, кошка. Это поможет понимать причинно - следственные связи, разовьет способность заботиться о других.

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ... В ГОСТИ»

Расскажите ребенку, что вместе с ним пойдете в гости. Объясните, кому вы нанесете визит. Спросите, что предпочитает ребер пойти в гости или остаться дома. Спросите ребенка, как он., вести себя в гостях, что скажет взрослым и детям, когда придете к ним, что будет делать, если захочет пить или ему станет скучно, поможет понять, что вы уважаете его право выбора, осознанно относиться к своему выбору, осознавать и планировать свои ступки, прогнозировать ситуации.

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ... ДОМОЙ»

1. Наводите порядок в комнате вместе с ребенком. Спросите Покажите, что нужно сделать сначала, что для этого нужно, ребенок может сделать сам (например, собрать игрушки), в чем нужна помощь. Это поможет развить наблюдательность, на­учиться планировать свою деятельность, оценивать свои силы.



2. Подготовка к приему гостей. Спросите у ребенка, все ли в порядке в комнате, что нужно для гостей, что им будет интересно, чем ребенок предлагает угостить их. Это поможет развить наблюда­тельность, умение высказывать оценочные суждения, умение заботиться об интересах других, понять правила гостеприимства и придерживаться их.

3. Украсьте свой дом. Спросите у ребенка, что нравится или не нравится ему в комнате, что бы он хотел изменить, где лучше расположить его поделки и рисунки, как бы он хотел украсить дом. Это поможет высказывать собственное мнение, учитывать чужую точку зрения, фантазировать, уважительно относиться к результа­там своего и чужого труда, развивать творческое воображение.

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ... НА КУХНЮ»

1. Вместе разбирайте сумку с покупками. Спросите у ребенка, что вы купили, что принесла бабушка, что завернуто в бумагу, что лежит в пакете, что это красное и круглое, что пахнет, что пачка­ется, для чего нужно масло. Это поможет ориентироваться в назва­ниях продуктов, тренироваться в различении цвета, размера, фор­мы, понимать хозяйственную роль членов семьи.

2. Вместе месите тесто и пеките пироги. Объясните ребенку, из чего делается тесто. Дайте ему кусочек теста и объясните, что оно мягкое. Спросите у ребенка, что можно сделать из теста. Это помо­жет развитию пальчиков и рук, пониманию свойств предметов.

3. Вместе накрывайте на стол, раскладывайте еду. Вслух посчи­тайте, сколько человек нужно накормить, приготовьте соответству­ющее число столовых приборов. Это поможет научиться считать, соотносить число человек и предметов, понимать свойства предме­тов и правильно использовать их, логически мыслить и рассуждать.

4. Вместе убирайте со стола. Спросите у ребенка после обеда, какие были тарелки и какие теперь, что нужно сделать, чтобы они стали чистыми. Попросите ребенка расставить тарелки в правильном порядке, перевернуть чашки донышками вверх. Это поможет эле­ментарно планировать свою деятельность, усвоить названия пред­метов посуды, понимать последовательность и указания и действо­вать в соответствии с ними.

5. Вместе перебирайте крупы. Спросите у ребенка, что лежит на столе, в банке, мешке, под столом. Откладывайте белую фасоль в миску, темную — в тарелку. Это поможет развить мелкие движения рук и освоить понятия «на», «под», «в» и пр.

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ... В ДЕТСКИЙ CAД»

По дороге в детский сад обращайте внимание ребенка на любые явления природы, задавайте всевозможные вопросы, связанные с этими явлениями (на что похожи облака, льдинки в луже, палочка, которая лежит на дороге). Отвечайте на вопросы ребенка, скажите о соответствующем времени года, его признаках. Это поможет развить наблюдательность, любознательность, поднимет ребенку настроение.

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ... ИЗ ДЕТСКОГО САДА»

Забирая ребенка из детского учреждения, поинтересуйтесь, как он провел день, чем занимался, что ел, с кем играл и в какие игры. Расскажите, что вы скучали без своего сыночка (дочки) и целый день думали о нем. Вы дадите понять ребенку, что интересуетесь его делами, радуетесь каждому достижению и огорчаетесь при неудачах. Докажите, что вы — самый лучший друг для Вашего малыша и бесконечно любите его.

Необходимо постараться, чтобы все проводимые мероприятия не только запомнились, но и сделали осмысленной совместную жизнь детей и взрослых, став событием, содействием, созвучием.

Я часть.

«МАЛЕНЬКИЕ НОЖКИ БЕЖАЛИ ПО ДОРОЖКЕ»

Участники: дети, родители, психолог.

Ведущий: психолог.

Это игра на развитие памяти. Ребенок и взрослый стоят лицом друг к другу. Взрослый просит ребенка показать свои ножки. Ребёнок поочередно поднимает ноги. Взрослый говорит: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают». Ребенок бежит и приговаривает:

Маленькие ножки бежали по дорожке,

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие, идет он медленно:

Большие ноги шли по дороге.

Большие ноги шли дороге.

Припевка повторяется несколько раз. Ребенок в соответствии со словами и ритмом припевки то бегает, то ходит, создавая образы быстрой и легкой, то медленной и тяжелой поступи.

«МАТРЕШКА»

Участники и ведущий: те же. Материал: матрешка, кубики, машинка.

Это игра на развитие мышления. Взрослый строит из кубиков лесенку, на верхнюю ступеньку ставит матрешку (или любую дру­гую игрушку) и просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесенки». Или просит ребенка помочь матрешке подняться по сту­пенькам, покатать матрешку на машине. Если ребенок все делает правильно, взрослый обязательно хвалит его. Можно придумать и другие задания. Если ребенок отвлекается и не дослушивает до конца задание, его повторяют еще раз.

«СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?»

Участники и ведущий: те же. Материал: зонт, бубен, бумажные цветы. Это игра на развитие внимания. Цветы разложены на полу, один из взрослых держит раскрытый зонт.

Ведущий. Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. (Дети ходят по комнате, собирают цветы. Педагог начинает стучать в бубен.) Ой, дождик пошел, бегите под зонтик, а то намочите ножки!

Игра проводится 3—4 раза.

3-я часть. «ПОРАЗМЫШЛЯЕМ,ПОНАБЛЮДАЕМ, ПОИГРАЕМ...»

Проводить игры на развитие памяти, внимания, мышления:

«НАЙДИ ИГРУШКУ»

Взрослый прячет в комнате игрушку и просит ребенка найти ее. Если ребенок находит игрушку, он должен с ней поплясать.

«ПРЯТКИ»

Материал: дудочка.

Взрослый просит ребенка спрятаться. Ребенок прячется. Взрос­лый ходит по комнате и «не может» найти ребенка. При этом он

Поет:

Я по комнате хожу,

Сына я не нахожу.

Ну куда же мне идти,

Где мне сыночку найти?

Надо дудочку достать

И на дудочке сыграть,

Все услышат, прибегут

И со мной плясать пойдут!

Взрослый достает дудочку и играет. Ребенок выбегает, и вместе танцуют.

«НА ДВОРЕ МОРОЗ И ВЕТЕР»

Ребенок выполняет движения, описанные в тексте песни:

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

Не замерзнут ручки-крошки –

Мы похлопаем в ладошки,

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем!

Чтоб не зябли наши ножки

Мы потопаем немножко.

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем!

«КАРТИНКИ»

Ребенок берет любую картинку и рассказывает о том, что на ней изображено.

ВСТРЕЧА 15

1-я часть. «КОМУ НУЖНА РАЗЛУКА»

Участники: родители, психолог или педагог.

Ведущий: психолог или педагог.

Цель: ознакомить родителей с условиями поступления ребенка в ДОУ.

Задача: показать возможные варианты адаптации детей к детскому саду.

Ведущий. «Вхождение» в детский сад. Многие дошкольные учреждения могут организовать гибкий график приема детей. Это значит, что не все дети, записанные в группу, начинают ее посещу строго 1 сентября в 8 ч утра, а появляются постепенно, по несколько человек, на несколько часов и обязательно с мамой. При этом — до обеда (все еще вместе с мамой). И лишь потом на полдня без мамы. Если все это пройдет более или менее спокойно, только тогда можно оставить малыша на весь день. Разумеется, на это уходит довольно много времени — около месяца. Если ребенок в это время заболевает, то нужно вернуться к предыдущим этапам; снова не на полный день, снова с мамой. И так до тех пор, пока ребенок не привыкнет к детскому саду настолько, что его можно будет спо­койно оставить на целый день.

Такое «вхождение» в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возни­кает педагогический контакт родителей с воспитателями, уменьша­ется число конфликтов и взаимных претензий между ними.

Хотелось бы привести ряд примеров поведения матери в адапта­ционный период ребенка. Возможно, вы узнаете в этих примерах и себя!

Некоторые мамы не спускают малыша с рук, дрожат и чуть не плачут вместе с ним. Их утешения, адресованные ребенку, настоль­ко фальшивы и неумеренны, что малыш лишь заражается чрезмер­но показными тревогой и волнением матери.

Другие матери «закидывают» малыша в группу, как если бы это было вполне привычное для обоих дело, и моментально исчезают. Ребенок остается в полной растерянности, так как не представляет себе, что же произошло, что делать дальше. Для большинства детей эта растерянность завершается продолжительным плачем и стойким нежеланием пережить вновь такую ситуацию.

Многие мамы приводят детей сразу на целый день, мотивируя это тем, что так ребенок быстрее привыкнет. Больше всего удивляет не тот факт, что большинство родителей ведут себя так, будто нарочно пытаются как можно скорее избавиться от ребенка, а то, что мамы порой совершенно не задумываются над тем, что испытывает малыш в такой момент, насколько разрушительными могут быть последствия.

Нам не жить друг без друга. По истечении определенного време­ни и мамы и дети становятся более спокойными, у них появляются практические навыки успокоения, и в целом дальнейшая адапта­ция протекает более благополучно.

Наиболее благополучно проходит период адаптации у тех детей, чьи отношения с мамами отличаются спокойным, эмоционально Уравновешенным характером. Такие мамы часто разговаривают с детьми, много им рассказывают; чувствуя страх и неуверенность ребенка, стараются рассеять их объяснениями. Для них характерен спокойный тон, ребенка они видят и слышат. Дети таких родителей самостоятельны и адаптируются легко, мало болеют.

Как быстрей привыкнуть к детскому саду?

1. Если Вы решили отдать малыша в дошкольное учреждение, взвесьте все последствия этого шага, представьте, как изменится жизнь и для Вас, и для Вашего ребенка. Не обольщайтесь радужными надеждами, что он легко и с радостью будет ходить в детский сад каждый день, а вечерами будет встречать Вас веселый и здоровый. Не стоит планировать, что Вы сразу сможете работать в полную силу по плотному графику. Так бывает только в кино, жизни, к сожалению, будут и слезы, и частые болезни, и постоянное «сидение на больничном». Иллюзии на этот счет могут привес только к дополнительным стрессам.

2. Заранее ознакомьтесь с организацией периода адаптации детей в ДОУ. Некоторое время Вы будете посещать детский сад вместе с ребенком. При этом, несомненно, от Вас потребуется помощь; кормлении и одевании детей, но вы сможете быть все время с ребенком, поможете ему познакомиться с новым окружением и привыкнуть к нему, понаблюдаете за поведением ребенка в коллективе. Предупредите воспитателя о том, что любит есть Ваш ребенок, есть ли какие-либо противопоказания к определенным видам пищи.

3. Пока Вы находитесь в группе с ребенком, постарайтесь мерно поощрять его интерес к другим детям: называйте их по именам, говорите о них как о друзьях. По дороге в детский сад обсудите с малышом, что его там сегодня ждет. Ваш спокойный голос создаст для него некую опору в незнакомом мире. По дороге домой вспоминайте, что делали в детском саду, что видели, как играли. Не забудьте похвалить ребенка за то, что ел сам, что руки вымыл, что упал и не заплакал, что строил с Витей башню из кубиков. Важно, чтобы разговоры о детском саде были окрашены положительными эмоциями.

4. Когда придет время оставить ребенка в группе на дневной сон, предупредите его заранее. Лучше всего в течение нескольких дней время от времени говорить: «Вот детки спать пойдут, а мы в другой раз с тобой тоже останемся и поспим. Давай посмотрим, где твоя кроватка?»

5. Оставляя ребенка в группе до вечера, помните, что в эти дни, он очень устает, бывает перегружен впечатлениями, с пониманием отнеситесь к его «необоснованным», на Ваш взгляд, просьбам, капризам. Он может попроситься на руки, чтобы Вы его поносили как маленького, может отказаться сам есть или побоится засыпать один. Не волнуйтесь — это не результат избалованности, а следствие усталости и тоски по маме. Пойдите ему навстречу, не сердитесь и не раздражайтесь. Помните, малышу намного тяжелее, чем Вам. Ему нужна Ваша помощь.

Уважаемые родители! Мы не прощаемся с вами. Совсем скоро малыши переступят порог нашего детского сада. Мы с нетер­пением ждем этого дня и готовы сотрудничать с вами в будущем. Надеемся, что наши встречи помогут вам вырастить ребятишек здо­ровыми и умными. Желаем успехов!

Раздаются памятки для родителей .

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИГЛАШЕНИЕ В ДЕТСКИЙ САД

(имя ребенка)

Наш детский сад «Журавушка»

Встречает дошколят

И стать твоим товарищем

Он будет очень рад.

Сто шестьдесят забавных

Мальчишек и девчат

Приходят ежедневно

В наш славный детский сад.

А няни, воспитатели

Им создают уют,

Читают сказки маленьким

И песенки поют.

Заботливы, как мамы,

Приветливы, добры.

Они тебя научат

Всем правилам игры.

А вместе с воспитателем

Ты будешь петь, плясать

И в Царстве математики

Научишься считать.

Играть в снежки и салочки

Научит детвора

И получать подарочки

Под громкое «Ура!»

Но всех не перечислишь

Великолепных дел —

Всему тебя научат,

Лишь только б ты хотел (а).

Один (одна) в своей квартире

Ты, _____________, не сиди,

Возьми за руку мамочку

И в садик приходи.

Ты станешь полноправным(ой)

Участником(цей) затей,

И будешь очень счастлив(а)

В кругу своих друзей.

Мы ждем тебя по адресу: ________________________________--

Приложение 2

«Я УЖЕ ДЕТСАДОВЕЦ!»

Памятка для родителей

Я хочу предупредить вас, что адаптация к детскому садику может протекать у меня очень болезненно. Причин много: резкая смена ус­ловий, ломка привычных форм жизни, отсутствие близких, присут­ствие незнакомых взрослых, большое число детей, новый распоря­док дня и т.п. Все это может вызвать у меня бурные реакции.

Не менее тяжело будет и моим воспитательницам и нянечкам. Но я знаю, что они хорошие и всегда придут мне на помощь. А еще в детском саду «Журавушка» есть психолог, который своевременно орга­низовывает подготовку к приему новичков, помогает воспитателям завоевывать симпатии детей.

Очень важно, чтобы между вами, мои родители, и сотрудника­ми детского сада была согласованность. Постарайтесь приблизить мой режим дня к детсадовскому, упражняйте меня в самостоятель­ности.

Мне немножко страшно и поэтому побудьте со мной в группе несколько дней. Это поможет мне спокойно сориентироваться в но­вых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом, помогут мне освоиться в новой обстановке, познакомиться с воспитателями и детьми.

А еще я хочу брать с собой в детский сад свои любимые игрушки. Это обеспечит мне психологический комфорт.

Я так хочу в детский сад! Ведь я там не буду сидеть без дела. Меня научат лепить, делать аппликации, рисовать, конструировать, петь, танцевать. Я буду ухаживать за растениями, играть, смотреть картинки.

Я знаю, меня там ждут

и будут очень рады встрече со мной!

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Делайте! Не делайте!
Радуйтесь вашим сыну и дочке Не перебивайте ребенка
Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов
Слушайте ребенка внимательно, не перебивая Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен
Установите четкие и определенные требования к ребенку Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя»
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними Не устраивайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание
Будьте терпеливы Не оскорбляйте ребенка
Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы Не ожидайте от ребенка понимания все ваших чувств
Чаще хвалите ребенка Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений
Поощряйте игры вашего ребенка с другими детьми Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми (братом или сестрой, соседями и пр.)
Приобретайте развивающие игры и игрушки Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так,переделай»
Старайтесь проявить интерес к тому, что правится делать вашему ребенку (коллекционировать, рисовать и др.) Не требуйте слишком многого —пройдет немало времени, прежде чем ребенок научится самостоятельности
Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду Не критикуйте ребенка
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать Не запрещайте общаться с другими детьми

Памятка для взрослых

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки!

Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа- ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Малыш учиться всему в общении со взрослыми. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Подготавливает его к вычленению смысла слов.

«Годы чудес» - так называют дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

1. Для ребенка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая вам, слушая вас, наблюдая за вами.

2. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читаю ему.

4. Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

5. Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

6. Следует уделять ребенку больше внимание, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.

7. По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.

8. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.

9. Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать

для Вашего ребенка ВСЕ.

Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя обойтись.

· Утром, когда детей приводят в сад, помогите воспитателю поприветствовать каждого ребенка, поинтересуйтесь, как малыши провели утро перед садиком. Ваш малыш научился быть доброжелательным, приветливым и внимательным к другим людям.

· Если у вас есть немного времени, не спешите уходить, побудьте в группе. Вы станете участником нашего дня, нашим желанным гостем.

· Понаблюдайте за игрой детей. Вы узнаете, какие потребности испытывают дети этого возраста.

· Почитайте, поиграйте или порисуйте вместе с детьми. Вы обретете новых маленьких друзей, а Ваш ребенок будет испытывать огромную гордость, что у него есть Вы.

· Читайте материалы на информационных стендах. Вы найдете много полезной информации по проблемам воспитания и развития детей, узнаете о наших перспективных планах, достижениях Вашего ребенка.

· Поделитесь своими идеями об организации жизни детей в дошкольном учреждении. Мы рады сотрудничать с вами.

· Задавайте вопросы по интересующим Вас темам. Мы вместе найдем решение.

АДАПТАЦИЯ К САДИКУ. КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК?

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:
Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду

Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги. Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой. Например, ребенок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить в садик любимую игрушку…

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ родителей в период адаптации

1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры)
Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами» Я предпочитала ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.

2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять») Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.

3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.

4. Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать садичное овощное рагу и запеканку.

5. Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ. Например, кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.

6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.

7. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате)

8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

9. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.

10. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

11. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.

12. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

13. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке.

14.Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.

15.Отсутствие необходимости в посещении ДОУ. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.

16. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.

И еще раз о целесообразности. Детский сад до 3 лет оправдан только необходимостью освободить маму для выхода на работу. Для общения, развития и социализации садик нужен не раньше 3-4 лет! Ну не нужны двухлетке игры со сверстниками. Они в этом возрасте все равно не играют вместе, а просто рядом. Всю прелесть совместных игр с друзьями малыш может оценить ближе к 4 годам. И тогда, очень возможно, в садике ему станет веселее, чем дома.

психолог Анна Быкова


8699215454071929.html
8699291616681309.html

8699215454071929.html
8699291616681309.html
    PR.RU™